Восточная часть Афинского Акрополя
Сегодня мы начинаем публикацию заметок путешественника Кирилла Сазонова о его поездке в Афины, в 2006 году. Тогда автор этих интересных рассказов впервые посетил Грецию, о которой так много знал и куда стремился попасть долгие годы.
Почитайте отчет Кирилла о его афинской поездке, там много неожиданных и точных наблюдений о жизни города и греков. Рассказ проиллюстрирован фотографиями автора, маленькие картинки можно открыть в полном размере на отдельной странице.
Каждая публикация — это 1 день прогулок и впечатлений туриста.
******
А держит он путь в сияюшие блеском Афины
Вакхилид
Это мы еще в Пулково
Сказать, что хотел увидеть Грецию всю жизнь, наверное, было бы неправильно. Но то, что я мечтал об этом последние 35 лет, ручаюсь.
А тут и повод подвернулся — 18 июля 2006 года в пригороде Афин намечался концерт Роджера Уортерса.
Прямо напротив моего дома — турфирма. Перехожу улицу, захожу, спрашиваю: «Так, мол и так. Хочу. Это возможно?» «Скорее всего — да, но позвони через три дня. Скажем точно,» — говорят. Звоню, договариваюсь, жду, получаю визу, билеты, инструкции…
И рано утром 16.07.2006 г. на Boeing-737 «Пулковских авиалиний» лечу в мечту…
День Первый — Плака и Акрополь. 16/VI’06.
Земля Эллады
Полет и приземление
Небо чистое только над Питером и Грецией, остальное — прикрыто облаками.
Над побережьем греческой Фракии (Θράκη — ФрАки) облака кончаются, а сквозь дымку проступает Халкидика (Χαλκιδική — ХалкивикИ) с горой Афон (Άγιον Όρος — Айон Орос) на переднем плане.
С этой высоты должна бы быть видна вся северная Греция и Олимп (Όλυμπος — Олибос), но горизонт в дымке, рассматриваю острова Лемнос (Λήμνος — ЛИмнос), Скирос (Σκύρος — СкИрос), Эвбея (Εύβοια — Эвиа)… С правого борта Афины не видно.
Под крылом самолета — Афины
Под глиссадой жёлто-серые поля и серо-зелёные оливковые рощи. Всё выжжено солнцем.
Садимся, едем, рулёжка проходит над шоссе. «Пулково» кажется просто сарайчиком на краю лётного поля аэроклуба, по сравнению с аэропортом «Венизелос» (Ελευθέριος Βενιζέλος — ЭлефЕриос ВенизЕлос). Это греческий международный аэропорт, его полное название Διεθνές Αεροδρόμιο της Αθήνας «Ελευθέριος Βενιζέλος. ATH — код этого афинского аэропорта, который проставляется на билетах, багажных талонах и прочих документах для полета.
На улице, совершенно точно, теплее объявленных +26. Сухо, лёгкий ветерок. Афины (Αθήνα — АфИна) расположены отсюда почти строго на запад, за хребтом Имитос (Υμηττός — ИмитОс) — невысокой, вытянутой желтовато-серой горой. На севере видна гора Пентелико (Πεντελικό — ПендэликО), где уже больше 3000 лет добывают мрамор. Горизонт в лёгкой дымке.
Афинские улочки и транспорт
Олеандр. Прекрасный и ядовитый. Его нельзя срывать, нюхать и ставить в вазу как букет. Может быть аллергия.
Делаю несколько снимков у аэропорта, беру такси и еду забирать билеты на Уотерса.
По обеим сторонам шоссе посажены кусты с густо-розовыми, белыми и красными цветами. Потом я узнал, что это красивые, но ядовитые олеандры.
Дорога несколько раз ныряет в короткие тоннели, на входах в которые висят какие-то штуки, похожие на первую степень компрессора ТРДД.
Ныряем в тоннель
Момент въезда в город пропустил — мы просто съехали с очередного пригорка и оказались в Афинах. Улицы неширокие, горбатые. Высаживаюсь на краю Плаки.
Вот такие узенькие улицы Афин
Плака (по гречески — Πλάκα) — старый райончик города, примыкающий с севера к Акрополю, расположенный, по сути, как раз на месте древних Афин. Интересно, что по сравнению с холмом Акрополя (Ακρόπολη — АкрОполи), Плака кажется плоской и равнинной…
Плака застроена 2-4-х этажными домами, а узкие улочки петляют по всем трём осям. Ширина некоторых из них такова, что, стоя прижавшись спиной к стене, хочется втянуть живот, пропуская проезжающий автомобиль.
Учитывая то, что многие улицы замощены мрамором (до Пентелико рукой подать) и довольно скользкие, можно сказать, что тот, кто не водит автомобиль по Плаке, вообще водить не умеет.
Типичнейшая греческая парковка. Тут высота стенки — метр с хвостом, а бывает и больше пяти. Не умеешь ездить по Плаке и парковаться там — не говори, что умеешь водить машину!
Редко встретишь в Афинах дома выше 4 этажей…
Теснота ощущается и на Плаке, и во всем центре Афин. И, видимо, поэтому на афинских улицах так много помятых автомобилей.
Кажется, что греки спокойно относятся ко вмятинам и свежевыправленным бортам своих «Ситроенов», «Мерсов», etc. Крутизна улиц делает Афины непригодными для велосипедистов (видел всего двоих), хотя двухколёсный транспорт очень популярен, но это — отдельная тема.
Практически все первые этажи на Плаке заняты ресторанчиками, магазинами, лавочками, хотя район, в общем-то, жилой.
Рестораны и кафе, естественно, выплёскиваются своими столиками и манящими запахами на улицы, некоторые из которых становятся сугубо пешеходными.
Этот белый болид с круглым окном вдали — современный греческий трамвай.
Запах и цвет Афин
Поражает обилие и разнообразие цветов: те же олеандры, гранаты, что-то вьющеся свисает с балконов или карабкается вверх по решёткам. Горшки с цветами стоят на подоконниках и у дверей… Я, в общем-то, равнодушен к цветам, но не смог удержаться от того, чтоб не потратить изрядное количество фотоплёнки на эту красоту.
Эти сиреневые цветы на дереве — Бугенвилия.
Повсюду ощущается один из четырёх запахов: цветочный, аромат какой-то сладкой бакалеи с примесью карамели от кофе по-турецки (эти два запаха доминируют), запах хорошего вермута и канализации (выносит иногда откуда-то на поверхность ).
Что видно с Плаки
Вечерний город. Акрополь возвышается на Афинами.
Днём на 3/4, если не больше, Плака заполнена туристами. К вечеру, вроде бы, самих греков становится по-больше. А что им делать-то на жаре?
К югу Плака вздыбливается к Акрополю, на западе — упирается в полосу раскопок, в Агору (Αγορά — АгорА). К востоку от неё стоит (и лежит) храм Зевса Олимпийского (Ναός του Ολυμπίου Διός — НаОс ту ОлимпИу ВиОс).
На севере Плаки от площади Монастираки параллельно друг другу идут улицы Афины и Эола, на всём протяжении которых виден Акрополь. С других узеньких улиц этого района его обычно не видно — дома высоковаты. Да и холм так крут, что обозревать можно только его склон.
Вид на восточную часть Акрополя с Плаки.
Итак, высадившись на краю Плаки, иду в турфирму забирать билет на концерт. Оказывается, организована автобусная подвозка аж к самому месту, а это не очень близко — 40 км.
Билеты на автобус можно купить на улице Ксенофонта (отсюда начинаются прелести греческой топонимики — улицы Аполлона, Пелопидов, Фукидида, etc). Прошу показать на карте. Показывают, карту дарят. Купив билет, немного брожу по Плаке и по улице Афины направляюсь в гостиницу.
Как и кто ездит по афинским дорогам
Дороги…
Наблюдаю за движением транспорта. Улица Афины частично имеет одностороннее и даже левостороннее движение, иначе были бы невозможны некоторые развязки.
К правилам уличного движения греки относятся весьма творчески — если на повороте застрял автобус (а не застрять он не может и перекрёсток способен пройти не менее чем за два цикла светофора), спокойно проезжают в оставшуюся щель, не глядя на сигнал светофора.
Мотоциклисты
Мотоциклисты, если это им необходимо, выезжают на тротуар, но, при этом, ведут себя предельно учтиво по отношению к пешеходам.
Двухколёсный транспорт (мотоциклы, мотороллеры, мопеды) очень популярен в Афинах и не имеет возрастной, половой и социальной привязки, что в этой тесноте совершенно естественно.
Я видел, но не успел снять, несущуюся на мотоцикле (классический мотоцикл, не лёгкий) бабку лет 70-ти, росточком, наверное, поменьше меня, килограммов на 90. Из-под шлема развеваются седые патлы — привет от сестричек Грайи ( Как правильно произвести подходяцую форму от Грайя? ). А мужик в «тройке» на мотороллере от меня не ушёл… Перед отъездом я устроил небольшую охоту на афинских мотоциклистов.
На Афинских дорогах ездят и квадроциклы
По дороге в отель и обратно
То, что с улицы Афины виден Акрополь, не совсем верно. Для этого надо перейти улицу, на тротуаре мешают вывески. После площади Омония название меняется на «Улица 3-го сентября» (но я не буду им пользоваться), параллельная улица Эола становится улицей 28-го октября.
За пределами Плаки центр застроен ещё более эклектично, встречаются и дома конца XIX века и вполне современные, обычно не более 6 этажей. Греки не страдают манией высотного строительства.
В гостинице бросаю шмотник, изучаю карту и первым делом отправляюсь искать Лариссийскую станцию (σταθμός Λαρίσης — стафмОс ЛарИсис). Это одна из двух станций Афинского железнодорожного вокзала, обслуживающая линию Пирей — Плати (вторая: σταθμός Πελοποννήσου — стафмОс ПелопонИсу, линия Пирей-Патры).
Ветка афинского метро идёт через Древнюю Агору. Поезд проезжает сквозь святилище 12 богов (не в этом месте, а чуть дальше )
От Ларисийской станции отправляется мой автобус на концерт. Это недалеко, но райончик гораздо менее посещаем туристами, чем окрестности гостиницы (потом оказалось, что от гостиницы до Нацинального музея 10 минут ходу. Ещё бы там не было туристов!).
Те же узкие улочки с олеандрами, вьюнками и запахами. Куча мотоциклетных стоянок, кафешки, с кайфуюшими в них пожилыми греками. Мне, увешанному фотоаппаратурой, от их необременённого заботами глаза не скрыться — машут рукой, улыбаются.
От станции иду обратно в центр (кЭндро !-) ). По краю Плаки выхожу к Агоре, через которую проложена ветка метро. Причём, поезд идёт через Святилище 12-ти богов, от которого на музейную часть торчит треугольник с катетом в полтора метра. Получается, что каждый, кто едет в Пирей, оказывается на территории Святилища. Таким образом, я в нём побывал трижды !-).
Греки за столиком афинского кафе
Акрополь
По улице над Агорой попадаю к западной стороне Акрополя, вокруг которого расположен парк.
Вид на Акрополь через древнюю Агору.
Дорога на Ареопаг и Акрополь идёт через парк.
Ещё не очень представляя себе куда выбреду, иду через парк — сосны, ели, олеандры, сухие уже травы намного выше меня, до слёз знакомые по вазовой росписи кусты… Почти тишина, цикады, лёгкий ветерок, жарко…
Эти веточки кустарника напомнили о рисунках древних ваз
У самого афинского Акрополя находится небольшой холмик с отполированной за века и афинянами, и туристами поверхностью.
Скользкий настолько, что кажется, будь он из мыла и полит водой, то удержаться на нем было бы мне легче. Стоя на нём, кажется, что брякнешься даже из-за набежавшего ветерка.
К этому мраморному холмику предусмотрительно пристроена металлическая лестница, с дорожкой по части периметра. Какие-то чокнутые янки полезли по мыльным древним ступеням — смотреть жутко…
С Ареопага открываются чуть ли на самые эффектные виды на город
Мне кажется, что этот холмик — Ареопаг. С него открывается сказочный вид на Пропилеи и северо-западный склон Акрополя, а заодно на Агору, Керамик и Афины в целом. Лучший обзор, наверное, только с Пникса. Место, как я понял, очень любимо и туристами, и самими афинянами.
Высота и крутизна холма Акрополя поражают. Местами он немного подрезан, чтоб был покруче, а местами — достроена стена.
Единственное место, где на него можно подняться без альпинистской подготовки — Пропилеи, но и они перекрыты несколькими рядами стен.
Вид с Ареопага на его западную часть и Город.
Вид с самой восточной точки Акрополя почти строго вниз.
Поэтому все рассказы о нескольких грузовиках камней, завозимых на Акрополь еженощно — сказки.
Это физически невозможно, холм слишком крут.
В доогнестрельную эпоху для обороны Акрополя достаточно было, как мне кажется, по периметру через каждую пару метров поставить по мужику даже не с копьём, со шваброй.
…
Древние стены Акрополя
Вот такой стеной огорожен афинский Акрополь
Ни построить нужной длины лестницу, ни навалить гору трупов такой высоты невозможно. Сейчас на Акрополе ведутся работы, для которых специальным подъёмником на него затаскивают блоки пентельского мрамора. В античные времена его тащили, без сомнения, через Пропилеи, но Пропилеи совершенно непроходимы для техники — узкий, скользкий и зигзагообразный мраморный пандус и лестница. Собственно, именно крутизна и высота холма спасли постройки на Акрополе от растаскивания на заборы в средние века. Слава человеческой лени!
Вид на Акрополь, примерно, от Клепсидры
Мои первые шаги по Акрополю. Священный трепет.
С севера к холму примыкает парк, отделяющий его от Плаки и Агоры, с востока — жилые дома подбираются практически вплотную к скальной стене. У южного склона расположены театр Диониса (у восточного края ) и театр Герода Аттика (у западного ), между ними несколько святилищ и мастерских. На западе, перед Пропилеями современные служебные постройки, автостоянка…
Одеон Герода Аттика.
Вид на одеон Герода Аттика с Акрополя. Если присмотреться, то вдали виден Саламин и здание в Пирее.
Театр (одеон) Герода Аттика прилично сохранился и сейчас используется для провеления концертов.
Если не ошибаюсь, в нём выступала Эмма Шаплин. Во время моего пребывания в Афинах там тоже был какой-то концерт, но я видел только уже расходящуюся публику.
Вид на театр Диониса.
А театру Диониса не повезло — он сильно разрушен турками. Эти постоянные враги греков набили порохом храм, который располагался в пещере над амфитеатром под завязку и взорвали. Взять Акрополь это им не помогло, а вот всё, что было рядом с пещерой, в том числе и одеон Диониса, (который как раз напротив) — разрушено…
Амфитеатр Диониса
Обойдя Акрополь вокруг, спускаюсь по мраморным ступенькам на Плаку и по улице Эола иду в гостиницу планировать следующий день и спать.
Кирилл Сазонов
__________________________________________________________
Мини-разговорник греческого языка.