Достопримечательности Керамика — захоронения выдающихся греческих воинов
Продолжаем публикацию историй Кирилла Сазонова о его первой поездке в Грецию 2006 года в город Афины.
Это — второй день путешествий и экскурсий по афинским достопримечательностям, в который автор посетил древний Керамик и сделал много интересных фото (маленькие можно смотреть в бОльшем размере, открыв в отдельном окне).
У Керамика есть другой вариант названия — Керамейкос, по-гречески пишется Κεραμεικός, а правильно читается КерамикОс.
Керамиком принято называть 2 старинных афинских района: Внешняя Керамика (Έξω Κεραμεικός — Эксо КерамикОс) и Внутренняя Керамика (Έσω Κεραμεικός — Эсо КерамикОс). Границей, от которой считалась внешняя и внутренняя часть Керамика, являлась афинская городская стена (Θεμιστόκλειο τείχος — ФемистоклИо тИхос).
Красивая природа Греции — Керамик
Во внешней части Керамика (за стеной) были захоронения, а внутренняя часть была жилой — там во античные времена жили и работали гончары. И Керамик был известен как центр аттической керамики.
До сих пор на территории Керамикоса находят красивые античные вазы и другие древности, а раскопками с начала 20 века занимается афинский филиал Немецкого Археологического института.
Вот рассказ Кирилла об этом красивом месте в греческих Афинах. Почитайте, ощутите себя на экскурсии по древним развалинам Керамика.
***
Керамик
С утра, покрутив карту, пошел огородами на Керамик. По питерским меркам, дома в том районе с традиционно узкими улочками — слишком высоки. В Питере жить в таком месте было бы мрачновато. Но в Афинах солнце стоит высоко и тень — благо. В середине июня температура уже с утра зашкаливает за +25 С.
Жизнь греков древних и современных
Это — городская стена, окружавшая древние Афины
Когда подходишь к Керамику с востока, современная застройка обрывается в том месте, где шла главная дорога в Город.
По правую сторону продолжаются современные Афины, а слева, за оградой, между двух рядов пальм из выжженной солнцем травы приподнимаются остатки стен. Горизонт венчает Парфенон.
Под «современной застройкой» в Афинах подразумевается то, что младше 2000 лет !-). На самом деле, у меня сложилось впечатление об огромной архитектурно-хронологической дыре между последними римскими постройками и застройкой 100-150-летней давности.
Стоишь, смотришь на эти памятники древней культуры. А за спиной едут машины.
Керамик — панорама (левая часть)
Керамик — панорама (центр)
Керамик — панорама (справа)
Туристы с интересом и некоторым волнением разглядывают место, где раньше стояла афинская городская стена и Дипилон (Двойные Ворота) — это главный вход в Город, над которыми где-то вдали возвышается величественный и неприступный Акрополь.
Городская стена, вид от Дипилона — Двойных ворот
Эти окна дома смотрят на Керамик. За ними — простая домашняя жизнь.
А по другую сторону улицы от этих достопримечательностей — обычный жилой дом, жители которого запросто сушат белье и для которых эти исторические развалины — вполне банальный пейзаж, который они видят в окон ежедневно, всю свою жизнь.
К дороге в Керамик примыкает церковь византийского стиля, за ней, параллельно дороге, идёт улица надгробных памятников — на внешней части Керамика было кладбище.
Прохожу ещё немного. Обогнув разрисованные склады, поднимаюсь немного вверх и оказываюсь у входа на Керамик.
Граффити есть и в Греции. По пути на Керамик.
Что посмотреть в Керамике
Традиционный вид на храм Зевса Олимпийского.
Покупаю билет с шестью корешками (цена — 2 евро за корешок). По этому билету в течение недели можно посетить шесть музеев — Керамик, Акрополь, театр Диониса, Агора древняя, храм Зевса Олимпийского, Агора римская.
Собственно, это не музеи, а archeologic sites (археолоджик сайтс) — археологические достопримечательности, археологический комплекс: совокупность раскопок, древних построек и музея.
Музейчик на Керамике небольшой, как и все музеи, которые я видел в Греции. Статуи, керамика от архаики до римских времен.
Ваза Леканида из музея Керамика. Использовалась для хранения продуктов.
Амфоры использовали для хранения и перевозки пищевых продуктов (вина, масла и т.д.)
Эта краснофигурная ваза, возможно, лидион (для ароматического масла и благовоний) или такая небольшая амфора. Или ойнохоя, судя по горлышку (вино, вода)
Это аромолампа, видимо, лагинос, краснофигурная живопись. Детям до 18 — не смотреть! Использовалась для свадебных обрядов и ароматизации
Совсем старенькая ваза, видимо, амфора. В таких вазах греки хранили и перевозили продукты.
Гидрия — греческая ваза с ручками для хранения и транспортировки продуктов и фрагменты большого керамического панно (примерно, 1х1)
Краснофигурная живопись на амфоре.
Кладбище Керамика — Эридан — Черепахи
Проход реки Эридан через городскую стену.
От музея спускаюсь к улице надгробных памятников. Очень многие кажутся знакомыми, по фотографиям.
Иду к городской стене вдоль реки Эридан. Судя по проходу, сделанному для неё в городской стене, река была шириной 2,5-3 метра А сейчас — сантиметров 40, глубиной в пол спички. Эридан теперь уместнее называть ручьем.
В Эридане живут черепахи, здоровенные — размером со строительную каску.
Одна из них вышла погулять к развалинам в черте городских стен. Чтобы вернуться обратно, решила спуститься по ступеням.
Я застал черепаху в тот момент, когда путь к отступлению был отрезан: с первой ступени уже спустилась (свалилась?) и искала, как бы избежать прыжка со второй. Видимо, она все-таки решилась прыгнуть, потом видел эту черепаху уже у Дипилона, на пол пути к Эридану.
Эта черепаха шла в Эридан. Спрыгнула с верхней ступеньки, потом пыталась избежать прыжка со следующей.
Пальмы и сосны растут в окрестностях Керамика
С античных времён с водой в Афинах стало намного хуже: и Эридан рекой не назовешь, и многочисленных источников, упоминаемых древними греками, больше нет.
В пелопонесскую войну под стенами Афин полностью погиб отряд спартанцев. Они похоронены у главной дороги в Афины на восточной границе Керамика. За их могилой — чей-то садик и дом, над нею пальмы и сосны, шишки которых я привез как сувениры.
В юго-западной части Керамика, у входа, расположен небольшой холм, с которого открывается великолепный вид на Акрополь и почти на весь Керамик, часть которого перекрыта церковью, стоящей между дорогой в Академию (она же — главная дорога в Афины) и улицей надгробных памятников.
Улица надгробных памятников — начало дороги на Элевсин, которая называется Ιερά Οδός (лерА одОс — Священный Путь)
Вид на Город, Керамик и древнюю Агору с храмом Гефеста. На заднем плане справа от церкви стоит дом с видом вдоль дороги на Академию.
От Керамика к Акрополю
Вид вдоль Панафинейской дороги в сторону Агоры.
Обходя Агору (что топографически и исторически не очень правильно) иду с Керамика на Акрополь.
Дорога из Академии ведет на Агору, от которой начинается Панафинейская дорога (Παναθηναίων — ПанафинЭон), идущая к Пропилеям. По ней в праздник Панафиней шла торжественная процессия к Парфенону.
Кариатиды Эрехтейона изображают участниц этой процессии: канефор — девушек, несущих корзины с дарами Афине.
Греческие девушки-колонны. Портик кариатид (Эрехтейон)
Часть дороги перед Пропилеями приведена в порядок и вполне пригодна для ходьбы. Она зигзагом поднимается на холм к столь же извилистому пандусу перед лестницей, ведущей через Пропилеи.
Вид вдоль Панафинейской дороги в сторону Агоры.
Вид на Пропилеи снизу от стены.
Ступени сейчас спрятаны под временной деревянной лестницей — на Акрополе идёт реставрация. Поэтому Пропилеи, часть строений и Парфенон прикрыты лесами. Через Пропилеи проходит помост, у Парфенона стоит подъёмный кран, на восточной стене холма — подъёмник для мраморных блоков, а часть холма огорожена.
Выхожу с помоста, делаю пару шагов вперёд и в сторону…
У Пропилеев холм всё ещё немного покатый, из-за этого кажется, что храмы находятся немного дальше, чем на самом деле. У самого Парфенона холм выполаживается. Панафинейская процессия поднималась немного правее, мимо статуи Афины Промахос, обходя вокруг Парфенона против часовой стрелки. Я повторяю этот путь. Делаю полтора круга, чтобы, полностью обойдя Парфенон, оказаться на восточном крае холма и оттуда направиться к Эрехтейону.
Пропилеи
Пентельский мрамор
Свежий пентельский мрамор — белый и в верхних слоях даже полупрозрачный. Он пропускает свет на глубину более 5 сантиметров, поэтому кажется, что мрамор сияет и светится изнутри.
Сейчас мрамор древних построек постарел и выветрился. Поэтому все мраморные архитектурные памятники Акрополя — телесного цвета, примерно как кожа на внутренней стороне локтевого сгиба. Кое-где сияют новые блоки, вставленные при реконструкции. Вдоль южной стены лежат обломки стен, колонн…
Мраморная черепица Парфенона (метр на два, примерно).
Там же я видел две черепицы с крыши — мраморные пластины размером метр на два с приподнятыми у стыков бортами. Сам стык прикрыт Л-образной мраморной деталью.
А недалеко от мраморной черепицы стоит мраморное кресло.
Что видно с Акрополя
От южной стены сквозь дымку едва видны Пирей и Саламин. Горизонт не читается, поэтому кажется, что Саламин парит в воздухе. Очень красиво.
Вид на Саламин и Пирей — всё в дымке.
Вид на Ликабет.
Со всех сторон кроме, обращённой к морю, Город прикрыт невысокими пологими горами. В самих Афинах из жилых кварталов поднимаются многочисленные холмы, самый высокий из которых — Ликабет.
На восточном краю Акрополя расположено небольшое укрепление непонятного возраста с мемориальной табличкой на греческом. К своему удивлению, мне удаётся понять, что во время Войны тут небольшой отряд патриотов довольно долго продержался против десантников из «Эдельвейс».
Через весь Акрополь в сторону Пропилеев делаю пару кадров 500-мм обьективом. Сверхдлиннофокусные объективы (а 500-мм — именно такой) «видят» неравномерность плотности воздуха, невидимую глазом. Резкость плавает туда-сюда над тёплой землёй, если нет ветра, перемешивающего воздух. Так что, резкости, естественно, никакой — над горячим камнем колышется объемный жаркий воздух, даже несмотря на свежий и очень приятный ветерок с моря. С восточной и северной сторон холма отлично виден Ликабет и вся Плака.
Вдоль северной стены иду к Эрехтейону, в который даже удаётся заглянуть, но не войти. Фотографировать надо утром. А днём — традиционный кадр с юго-запада.
Музей с совой у входа
Вход в музей Акрополя под присмотром священного животного — совы, спутницы богини Афины. А сама сова аж метра полтора высотой.
К востоку от Парфенона заглублён в скалу современный музей, небольшой, как обычно. Перед ним стоит огромная мраморная сова. Кроме очень известных вещей в музее есть восхитительная мраморная собака, я, наверное, с минуту смотрел ей в глаза, не мог оторваться.
На одной из женских статуй сохранилась чёрная кайма по краю столы (это такое платье), золотых пряжек, естественно, не осталось. Считается, что греки раскрашивали мраморные статуи. Видимо, это так, но, похоже, что они красили только некоторые отдельные детали. Собственно, и сам Парфенон был покрашен: триглифы (имитация выхода стропил) — синие, метопы (промежутки между триглифами) — красные. Двери, наверное, были обшиты медью.
После музея делаю ещё один круг по Акрополю, и на выход.
Замыкая круг
Обхожу территорию Акрополя с севера.
От Пропилеев открывается красивый вид на западную часть Афин, в первую очередь, на Древнюю Агору и Керамик.
Обойдя Акрополь с юга захожу посмотреть театр Диониса. Он сильно разрущен, особенно ему досталось, как понимаю, когда турки, штурмуя Акрополь, заложили в пещеру (в скале, прямо над театром) сколько пороха, сколько смогли принести. И взорвали. Взять Акрополь это не помогло, но храм в пещере и постройки перед ним разнесло в клочья.
Поднимаюсь к скале над театром и решаю обойти её с востока на юг, чтобы потом посмотреть на Акрополь с севера.
Цветок на стенке у святилища Эроса и Афродиты Урании.
У восточной оконечности стоит строительная техника, лежат блоки мрамора (прихватываю на память пару кусочков пентельского мрамора — того же, из которого построены Парфенон и Эрехтейон!), но таблички «проход закрыт» нет.
Поэтому иду по тропе к северному склону. Там находятся святилища Пана и Афродиты и Эроса (запятых нет — у Пана своё собственное !-) ). Это небольшие площадки у вогнутостей скалы, видимо там стояли алтари и статуи, сейчас просто табличка.
В святилище Афродиты и Эроса за фотографированием вьюнка меня берут за жабры — всё-таки проход закрыт — и мирно выводят через выход у Пропилеев, что собственно и требовалось — круг вокруг Акрополя замкнут!
Кирилл Сазонов.
Выход с территории Акрополя.
Вьюнок на стене у Святилища Афродиты
Читать рассказ о первом дне путешествия — Акрополь.